Безотметочное обучение: «за» или «против»

Каприз природы, как продукт дарвиновской эволюции, сделал новорожденного человеческого ребенка совершенно беспомощным, не обладающим необходимыми для жизни навыками...

Каприз природы, как продукт дарвиновской эволюции, сделал новорожденного человеческого ребенка совершенно беспомощным, не обладающим необходимыми для жизни навыками. Всему - от умения держать голову до умения расщеплять ядро атома - человек должен научиться сам, а если быть точнее и честнее - его должен кто-то этому научить. Благодаря такому природному феномену люди постоянно вступают в учебные отношения, где одна сторона - учитель, а другая - ученик. Неандертальцу, обучающему сына метать копье, было значительно легче оценивать результат обучения (попал/не попал), чем, скажем, Циолковскому, втолковывавшему таблицу умножения боровским школярам. Проблема калужского учителя математики встает перед любым его коллегой в полный рост.

Любой современный учитель знает, как оценить ребенка, какую отметку ему выставить и как этой отметкой стимулировать. А если отметки нет? Что делать? И самый животрепещущий вопрос: «А оно надо? Пятьсот лет жили с отметками и еще пятьсот проживем!» Этим радикальным вопросом задавались и мы, наблюдая за Теми Кто Попробовал. Ответ же на этот вопрос для нас был однозначным: «Нам - надо!» Вот так мы и примкнули к касте Тех Кто Попробовал. Мы - это коллектив модуля начальной школы вешняковской лингвистической гимназии №1389. Лето мы провели в размышлениях и теоретизировании, а три первых месяца учебного года окунулись в эксперимент. Практически сразу мы обнаружили мощный плюс и тяжелый минус безотметочного обучения.
Безотметочное обучение - это взгляд назад, взгляд, обращенный в историю. Отметка как таковая появилась в XVI веке, и придумали ее, конечно же, иезуиты, для создания конкуренции в своих массовых школах, совмещая ранги с поощрениями и наказаниями. Следует отметить, что сделали они это из гуманистических соображений, на порядок уменьшив количество телесных наказаний и повысив привлекательность своих школ. Светское образование заимствовало эту практику, и вот уже почти полтысячелетия отметка является вожделенной добычей школьника и студента. Однако время идет, диалектическая спираль делает новый виток и выходит на новый уровень. Да-да, мы дожили до того самого светлого будущего, о котором грезили фантасты начала прошлого века. Дожили до того момента, когда умные машины способны работать за человека. Правда, все не так радужно, как у фантастов, но тем не менее производственные отделы транснациональных корпораций насчитывают сотни сотрудников, в то время как торговые и юридические - десятки тысяч. Скорость распространения информации достигла гигабитов в секунду, в руках наших детей компьютеры, в десятки раз превосходящие по мощности управляющие блоки космических станций, грамотность - неотъемлемый навык, как ходьба и дыхание. В том же светлом будущем замечены и светлые школы. Дети идут в школу охотно и с удовольствием, там их встречают улыбающиеся учителя. Родительские ремни покоятся в брюках, в крайнем случае в шкафах. Что-то не видно на стене красного стенда с заголовком «ПОЗОР ДВОЕЧНИКАМ!», зато улыбаются фотографии участников школьных проектов со всякими забавными или очень серьезными штуками в руках. В классах идет размеренная, спокойная работа. Каждый понимает свою цель и задачу, каждый знает, в какой точке пути он находится. Спокойное, сосредоточенное сопение, сменяющееся шумными, веселыми переменами.
Ушли в прошлое разносы, ремни и розги, шапки с ослиными ушами и даже красные флажки на партах. Нужны ли иезуитские методы в современной школе? Нужна ли конкуренция в процессе обучения или психологический комфорт и снижение стресса сегодня важнее? Вот действительно правильные вопросы на тему безотметочного обучения. ФГОС отвечает на них однозначно - нет, не нужны. Да, психологический комфорт и уравновешенность в приоритете. Это и есть самый важный и весомый плюс безотметочного обучения...


«УГ Москва», №07 от 14 февраля 2017 года

Читайте полную версию статьи по ссылке: http://ug.ru/archive/68787